среда, 11 января 2012 г.

Традиционная марийская вышивка

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об её способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. Горные марийцы вышивали по холсту из тонкой белой пряжи, а восточные – по пестряди. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вы-шивка была крупной, на тонком - мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для оерашивания нитей пользова-лись растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темено-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вклаплениям зеленого и желтого. С конца 19 века традиционная гамма марийской вышивки изменяется в связи с распространением анилиновых красителей. В дополение к красному с черным появляются яркие розовые, оранжевые. Голубые, фиолетовые, сирене-вые цвета.
В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого пред-мета. По краю предметов узоры располагались бордюром, на головных уборах почти сплошь закрывали поверхность холста. Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны шовыр, головные уборы, свадебные платки, покры-вала, подвески, скатерти.

Эльмира Меджитова «Марийское народное искусство». Йошкар-Ола 1985г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий