Марийские национальные костюмы |
Основу марийского женского костюма составляла белая рубаха туникообразного покроя тувыр, орнаментированная вышивкой по подолу, вороту, рукавам, грудному разрезу. Иногда вышивка дополнялась бисером, бисерными принизками, монетками, а также лентами из красного ситца, которые составляли особый узор у разреза на груди и на задней части рубахи. Рубаха носилась в комплекте с белым распашным кафтаном туникообразного покроя шовыр, который также богато орнаментировался вышивкой по вороту, рукавам и верхней части разреза. Однако у кафтана не вышивался подол, так как обычно он был короче рубахи и из-под него был виден подол рубахи. Поверх кафтана подпоясывался тканый узорный пояс ушто. В деревне Тляково отмечали, что белую рубаху обычно не носили без кафтана, в этой же деревне в комплект белой одежды рубаха – кафтан не входил фартук. А среди сылвенских марийцев с белой одеждой иногда носился белый с вышивкой фартук ончылно сакыме.
Марийские женщины носили холщовые белые или пестрядинные штаны. Сезонной одеждой был белый распашной холщовый кафтан с отрезной талией и борами. Однако такой кафтан обычно не вышивался, а орнаментировался по краям и по швам цветными лентами.
С начала XX века белый традиционный костюм сменился пестрядинной одеждой. Эволюция костюма происходила постепенно, сначала на белой рубахе появилась широкая оборка по подолу из кумача, затем – рукава из пестряди. Постепенно рубахи стали выполняться из пестряди в красно-черную или сине-белую клетку, кафтан уже почти не носился в комплекте с пестрядинной рубахой и постепенно выходил из бытования. Белый костюм, хотя и был вытеснен из повседневной и праздничной одежды, долгое время сохранялся как обрядовый – в белой одежде до сих пор принято хоронить умерших. Пестрядинные рубахи также богато вышивались, однако на смену черно-красной вышивке белых рубах и кафтанов приходит многоцветная вышивка, аппликация подола лентами и цветным кумачом. Пестрядинная рубаха носится с пестрядинным вышитым фартуком с небольшой грудкой.
Постепенно и этот костюм претерпевает некоторые изменения. С 1970-х годов рукава пестрядинных рубах уже выполняются из покупных тканей. Покупные ткани чаще используются и для изготовления фартуков.
Вместе с пестрядинной одеждой начинает распространяться другой вид кафтанов йылан – из черного ситца с отрезной спинкой и борами, на подкладке из ситца. Такой кафтан по вороту и полам украшался нашивками из цветных лент.
Мужской старинный костюм состоял из белой с вышивкой рубахи и штанов, на смену белой рубахе, так же как и в женском костюме, пришла рубаха из красно-черной клетчатой пестряди с многоцветной вышивкой. На голове мужчины носили валяные войлочные шляпы. Мужской костюм дополнялся холщовым кафтаном, однако чаще всего не туникообразным, а с отрезной спинкой и борами.
Сезонной как мужской, так и женской одеждой служили кафтаны мыжер из домашнего синего или черного полусукна. Такой кафтан был приталенным, отрезным, передние полы были цельнокроеными, а подол в задней части был отрезным и пришивался в складку по талии. Такой же покрой имели и зимние шубы из овчины курык.
http://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=45&id=2290
Комментариев нет:
Отправить комментарий